Музыка Древнего Китая
Жители Древнего Китая уделяли очень много внимания музыке. Они полагали, что её звуки несут в себе особую силу, способную объединять людей и гармонизировать их бытие. Через музыку можно было достичь понимания сути вещей и слияния с миром природных стихий. Считалось, что петь, танцевать и играть музыку людей научили боги, они же создали и инструменты. Однако дурная и нечистая музыка может оказывать на человека нездоровое влияние. Поэтому, считали древнекитайские философы, нужно обязательно следить за тем, чтобы вся создаваемая музыка соответствовала определённым стандартам. С этой целью при дворе императора около 120 г. до н. э. даже создали специальную Музыкальную палату.
Китайская музыка выросла из культовых песен и религиозных гимнов. Очевидно первые традиционные мелодии зародились более 5 тысяч лет назад.
Создание ладовой системы китайцы приписывали одному из придворных императора Цинь Ши-Хуанди — Лин Луню. Считается, что он же создал свирель из 12 трубок, которые он настроил таким образом, чтобы они звучали как пение фениксов. Хотя китайская гамма состоит из пяти нот, некоторые музыканты искали более сложные нотные системы. В некоторых трудах встречаются упоминания о существовании даже 360-нотной гаммы. Благодаря развитой письменности, китайские философы и музыканты сумели оставить множество трактатов на музыкальные темы и нотных записей. Поэтому сегодня не составляет труда не только сыграть многие древнекитайские песни, но и сделать это максимально аутентично.
Древнекитайские музыкальные инструменты
Древнекитайские музыканты пользовались большим количеством инструментов:
- ударных;
- смычковых;
- щипковых;
- духовых.
Почти все они используются музыкантами до сих пор.
Особую выразительность китайской традиционной музыке придавали многочисленные барабаны. Они могли быть самых разных размеров и изготовлены из самых разных материалов — глины, металла, древесины, тыкв, бычьего пузыря. Задачей барабанщика в древнекитайском оркестре была не только игра на собственном инструменте, но и дирижирование. Барабан был ведущим инструментом и задавал ритм для всей музыкальной композиции.
Традиционную китайскую музыку также нельзя себе представить без колокольчиков. Они могли быть гулкими и громкими или едва слышными и переливчатыми. Наиболее распространённым щипковым инструментом в Древнем Китае был цинь, напоминающий семиструнную арфу. Также в оркестрах часто присутствовал гучжэн — китайская цитра. Особого мастерства музыканта требовала игра на хуцине — разновидности скрипки всего с двумя струнами.
Каждый инструмент был для китайцев не просто средством для извлечения определённых звуков, а олицетворением особых элементов бытия. Звуки множества инструментов, на которых играют в унисон, как бы воспроизводили саму Вселенную в мире музыки.
Символика древнекитайских музыкальных инструментов выглядела следующим образом:
Инструмент | Сторона света | Время года | Материал | Природные явления | Эмоция |
Колокольчики | Запад | Осень | Металл | Водоём | Ликование |
Гучжэн | Юг | Лето | Шёлк | Огонь | Чистота |
Барабан | Север | Зима | Кожа | Гром | Опасность |
Флейта | Восток | Весна | Бамбук | Вода | Движение |